АУДИОГИД ПЕРМЬ ВОКРУГ КАМЫ
«Кама» - дом с достойным окружением. Вокруг него сосредоточены все исторические объекты, он располагается в историческом ядре Перми.


1. История города. История Перми тесно связана с рекой. Кама стала главной причиной учреждения новой территориальной единицы Екатериной II именно на этом месте. После изнурительной крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева встал вопрос об упрощении управления уральскими заводами – они во время восстания регулярно атаковались малыми группами повстанцев в силу отдаленности гарнизонов. Было решено учредить отдельную территориальную единицу на Урале и 16 ноября 1780-го года императрицей издается указ, который гласит: «Уважая выгодность положения Егошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города, Мы повелели действительному тайному советнику и генерал-прокурору князю Вяземскому согласиться с владельцами того завода об уступке оного в казну, коя весьма немалый долг в нем имеет… Предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь. И вследствие того в нем основать уже все строения, кои на первое время, и особливо при случае открытия управления по учреждениям нашим, нужны будут для помещения присутственных мест».
Так Пермь становится столицей наместничества, а затем и губернии, приобретаю особый статус в Российской империи.

2. Улица Советская (до революции – Торговая). Улица Советская до Революции носила название Торговой и была долгое время важнейшей для всего города. До разрушительного пожара 1842 года начало Торговой было местом, где проживало чиновничество и сам губернатор – их дома располагались неподалеку от Петропавловского собора, в пяти минутах от дома Кама.
После пожара улица стала тем, что в европейских городах называется high street – центром торговли, из-за чего и получила своё название. Память места сохранилась в старых домах – если к ним приглядеться, то можно обнаружить двухчастную структуру: первые этажи отличают большие окна, бывшие витрины, а вторые уже более привычны, потому что жилые. Это типология лавки, пока купцы работали за прилавком, их супруги и дети занимались домашним хозяйством.

Ближайшее окружение

3. Горького, 5. Дом «Кама» окружен архитектурой двухтысячных годов, которая её создателями представлялась авангардной. Ближайший сосед по улице Максима Горького, 5 – жилой дом для сотрудников театра оперы и балета авторства архитектора Виктора Щипалкина. В плане он представляет собой полуовал, который ориентирован изгибом к перекрестку – так архитектор решал задачу инсоляции, при этом пытался оставить виды на реку для жителей, чьи окна выходят во двор. Здание венчает металлическая конструкция в духе модной британской архитектуры хай-тек, что должна напоминать об азиатских проектах Ричарда Роджерса и Норманна Фостера.

4. Горького, 9. Напротив него находится дом с башнями. Проект здания выполнил архитектор Александр Старков (между прочим – автор гостиницы Урал, городской достопримечательности). Проработкой здания Виктор Воженников и Юрий Сухарев – они отвечали за эскизный и рабочий проект. Им же принадлежит авторство административного здания Лукойла неподалеку на Разгуляя. Этот дом предполагался элитным жильем, его строила специально учрежденная компания «Пермь-Билдинг Лимитед».
Это памятник российской архитектуре постмодернизма – в специфических, «замковых», башнях расположены коммуникации здания, а вовсе не живёт Рапунциель и её не стережёт дракон. Архитектура постмодернизма была модна в Америке в семидесятые, она подразумевает, что всё, что можно было сказать на языке строительных форм, уже сказано и можно только цитировать предыдущие стили (но идеолог этой архитектуры Чарльз Дженкс настаивал, что всё равно должно быть красиво). Кстати, если смотреть ровно от Речного вокзала и Камы, то башни этого здания встают в линию с башнями вокзала Пермь-1.

5. Петропавловский собор. Петропавловский собор – самое старое каменное строение города, он был заложен в 1757 году как каменная церковь Петра и Павла, достроен в 1764 году. Церковь предполагалась главной церковью поселка при Егошихинском заводе, с учреждением Перми как административной столицы стала собором, но вскоре уступила статус главного храма Спаса-Преображенскому собору, потому что для быстро разрастающегося города была слишком маленькой.
С точки зрения архитектурного стиля принадлежит к барокко, это читается в структуре глав. К сожалению, с пожаром 1842 года потерял внешний декор, а после Революции в начале 1930-х годов – внутренний, к тому же была снесена колокольня. После этого в нём располагались спецмастерские Наркомата Обороны, а в поздние 60-е годы – спортзал Завода Шпагина. В настоящее время восстанавливается.

6. Завод им. Шпагина – культурный кластер. Рядом с храмом расположен завод имени Шпагина (РемПутьМаш) – в дореволюционное и советское время он занимался ремонтом подвижного состава и путей сообщения. Завод вместе с вокзалом символизирует начало расцвета Перми как важного узла на торговых путях между Европой и Азией.
В 2018-м году завод был закрыт и на его территории стали проводить городские фестивали – от гастрономических до музыкальных. В рамках Дягилевского фестиваля разных лет здесь состоялось несколько крупных оперных премьер с дирижером Теодором Курентзисом – игралась как классические произведения Игоря Стравинского, например, «Жар-Птица», так и новая музыка Алексея Ретинского и Марко Никодиевича. В настоящий момент на территории завода заканчивается возведение нового здания Пермской художественной галереи авторства бюро СПИЧ архитектора Сергея Чобана. Первые планы по постройке нового здания появились в 1932 году, сейчас они наконец реализованы. Менялось время, были созданы выдающиеся проекты для музея авторства мировых звёзд и проект Чобана на их фоне не теряется – играя с формой старых корпусов РемПутьМаша и памятью об Егошихинском медеплавильном заводе – создаются объемы со скошенными крышами и медными фасадами, что на наших глазах становятся одной из важных городских достопримечательностей.
Параллельно реализуется проект ревитализации завода Шпагина авторства бюро Ваухаус, авторов реконструкции Крымской набережной в Москве.

7. Вокзал Пермь-1 и горнозаводская ветка. В 1871 году в Перми появляется железная дорога, соединившая город с Екатеринбургом. С этого момента начинает стремительно развиваться городская экономика, в город стекаются товары и формируются крупные капиталы. Именно с этим периодом связано формирование крупнейших купеческих фамилий города – братьев Каменских, семьи Грибушиных, пароходчиков Любимова и Мешкова. Горнозаводская ветка позволила доставлять промышленные товары зарождающейся уральской промышленности в центральную Россию.
Само здание вокзала обладает двойником-близнецом в Екатеринбурге. Узловые станции построили по одному проекту в неорусском стиле – с лёгкой игрой в каменную архитектуру русских теремов и палат 17 века.

8. Речной вокзал и старое здание музея ПЕРММ. Именно здесь располагались старые, деревянные пристани крупнейших пароходчиков города, а до этого отсюда уходили баржи с добытой и выплавленной на Егошихинском заводе медью. В 1940-м году было принято решение о создании нового, кирпичного, Речного вокзала, который был построен по проекту видного советского архитектора Александра Гринберга – одного из учредителей передового общества архитекторов-урбанистов (АРУ). Гринберг известен губернским исполкомом в Брянске, кинотеатром Мир в Нижнем Новгороде, областной больницей в Новосибирске – у него широкий диапазон проектов, но везде вдумчивое осмысление места. Вот и в случае Речного Вокзала он использует усредненные формы итальянского Ренессанса и сажает их на структуру советской архитектуры двадцатых – получается дворец Пароходства.
В девяностые речной транспорт утратило своё значение и в здании вокзала сформировался вещевой рынок. Новая жизнь здания началась в 2008 году, когда в нём была проведена выставка современного искусства «Русское бедное». Это был проект губернатора Олега Чиркунова, сенатора от Пермского края Сергея Гордеева и галериста Марата Гельмана. Через два года был создан Музей современного искусства ПЕРММ, который расположился в этом здании. Музей отметился различными яркими выставками, став местом притяжения как для горожан, так и туристов.
Также он осуществлял руководство фестивалем «Белые ночи».

9. Арт-объект «Счастье не за горами». За вокзалом – объект паблик-арта Бориса Матросова. Он был установлен ещё в 2010-е, его можно увидеть в фильме «Географ глобус пропил», действие которого происходит в Перми.
Это один из самых популярных открыточных видов – скорее всего даже сейчас вы видите людей, что фотографируются напротив. Летом, после спуска воды со шлюзов Пермской ГЭС, «счастье» скользит над водой – арт-объект уже сросся с городом, став одной из главных достопримечательностей. Ироничный смысл фразы раскрывается через внутригородское противостояние с Екатеринбургом, расположенным за Уралом.

10. Дом Мешкова (Краеведческий музей). Одно из самых красивых зданий в городе раньше принадлежало крупнейшему пароходчику – Николаю Мешкову. Он построил его в 1899 году по проекту первого частного архитектурного бюро в Перми, принадлежавшего Александру Турчевичу. Личная история этого архитектора занятна – он учился в Московской академии живописи, ваяния и зодчества графа Строганова, во время учёбы заинтересовался театральной деятельностью и встретил свою будущую жену — актрису Ольгу Петровну Смердову. Бросив академию, он создал актёрскую труппу. В 1883 году переехал в Пермь и в 1884 году руководил постановкой драмы «Горе от ума», с постановкой провалился – и сдал экзамен на строителя экстерном, чтобы зарабатывать на жизнь. Это неудача позволила городу обзавестись множеством талантливых зданий.
Дом Мешкова – выдающийся памятник архитектуры эклектики, сочетающий в себе ряд барочных приёмов вроде декорированных картушами колонн портика и общей классической формы здания. С балкона открывается вид на пристани, принадлежавшие Мешкову и вид на реку, приносящую ему основной доход.
В настоящее время в этом здании находится краеведческий музей, в котором хранятся изделия древнего пермского стиля – средневековые украшения финно-угорских племен, обитавших на этой местности, а также различные предметы выпуска окрестных заводов – от самоваров до платьев.

11. Узел связи Камского речного пароходства. В 1920-м году Пермь утратила статус столичного города, которым обладала в рамках Пермской губернии. В новой Уральской области центром стал Екатеринбург, через пару лет переименованный в Свердловск. Для Екатеринбурга это событие определило его новый, авангардный архитектурный облик, полный шедевров советской архитектуры двадцатых.
В Перми же новый стиль, конструктивизм, ультрасовременная на тот момент архитектура, развивающийся в рамках оформляющегося международного течения функционализма, почти не представлен.
Однако в центре города есть по крайней мере один выдающийся образец, спроектированный мастерской под руководством Пантелеймона Голосова. Это узел связи Камского речного пароходства, который выделяет чистый и свободный от любой декоративности фасад, игра вертикальных выступов-ризалитов и горизонтальных линий балконов и консолей. К тому же он прекрасно отреставрирован.

12. Театральный сквер. В центре площади находится театральный сквер, являющийся ядром и сердцем города. До пожара 1842 года здесь располагалась главная торговая площадь, после пожара появляется идея сделать здесь городской театр. В 1870-е годы на деньги богатейших жителей эта идея реализуется и вокруг театра разбивается сквер, появляется фонтан и городское освещение.

13. Театр Оперы и балета. Изначально здание театра было меньше, оно было расширено в конце сороковых годов путем перестройки – внешняя стена старого театра стала стеной зрительного зала. До революции в театре проводились как музыкальные, так и драматические представления, в последствие драмтеатр переехал. Пермский оперный – один из самых ярких российских музыкальных театров, чьей славе уже около века. Во время войны сюда были эвакуированы артисты Кировского, нынешнего Мариинского театра, усилив и без того заметную местную труппу.
В 2010-е художественным руководителем был Теодор Курентзис, знаменитый дирижер, чьи выступления последние годы открывают крупнейший Зальцбургский фестиваль.

14. Контора Товарищества братьев Нобель (Советская, 26). В конце 19 – начале 20 века братья начинается бум нефтедобычи, в России крупнейший бизнес организуют братья Нобель, младший из которых в последствие организует премию своего имени.
В то время в окрестностях Перми нефть ещё не добывали, но в начале двадцатого века у железнодорожной станции в районе нынешнего Лёвшино Товарищество братьев Нобель организовало нефтехранилище – для доставки нефти в Сибирь по Транссибу. Чтобы интересы компании были представлены, они построили конторское здание в самом центре Перми в 1913 году. В его фасаде читаются черты модерна в вытянутых пропорциях, раньше у его балкона была изысканная кованная решетка, а также великолепные деревянные рамы на втором этаже, в настоящее время все эти элементы утрачены.

15. Гостиница Центральная – памятник конструктивизма, построенный в конце двадцатых годов, являющийся доминантой всего участка. Здание построено архитектором Мороговым. Наибольшую известность она приобрела после того, как во время Великой Отечественной войны она приютила многих культурных деятелей, эвакуированных из центральной части страны. Именно здесь Хачатурян писал «Танец с саблями» к балету «Гаянэ», Прокофьев – свою «Золушку», а Вениамин Каверин – «Двух капитанов».